Автомобильные дороги России федерального значения. Совершенно та же Википедия. Только лучше. Страны, регионы, населённые пункты и их районы соединены между собой разного рода транспортными путями. Это дает возможность человечеству поддерживать связи личного и делового характера. Для того чтобы понимать, сколько времени займет путь, примерно вычислить скорость движения и расход ресурсов, на законодательном уровне было введено такое определение, как категории дорог.
Содержание
- Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
- Характеристики и классификация
- См. также
- Строительство и реконструкция дорог
- ГОСТ Р 52398-2005
- Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования
- Классификация в зависимости от назначения
- Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
- Управление автомобильными дорогами федерального значения
- Состояние дорожной сети
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.
К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.
Характеристики и классификация
Основная статья: Классификация автомобильных дорог в РоссииК автомобильным дорогам федерального значения относятся следующие:
- соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России (обозначаются префиксом М);
- входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей (обозначаются префиксами E и AH параллельно с национальным обозначением).
Кроме того, к федеральным дорогам могут относиться дороги:
- соединяющие между собой административные центры субъектов России (обозначаются префиксом Р);
- подъездные и соединительные дороги (обозначаются префиксом А):
- подъезды к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам;
- подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств;
- соединяющие между собой автомобильные дороги федерального значения.
После вступления в силу нового перечня автодорог их нумерация претерпит довольно существенные изменения: префикс «М-» сохранится только за дорогами, начинающимися от Москвы, а такие автодороги, как «М-6», «М-51», «М-58», «М-60» и т. д., приобретут новый префикс «Р-» или «А-».
Обозначения:
- согласно иллюстрациям к правилам дорожного движения[1] на дорожных знаках номер автомобильной дороги (маршрута) пишется слитно с префиксом: М1;
- в официальных документах номер автомобильной дороги отделяется от префикса дефисом, а название дороги следует далее в кавычках: М-1 «Беларусь».
Автодороги федерального значения находятся в юрисдикции федеральных властей.
См. также
- Автомобильные дороги России
- Панъевропейский транспортный коридор
- Список европейских автомобильных маршрутов
- Международная азиатская сеть
- Автомобильные дороги России регионального значения
- Список автомагистралей России
Строительство и реконструкция дорог
Несмотря на существенное несоответствие количества и качества автодорог потребностям экономики и населения России, строительство новых дорог ведется вяло. Из освещаемых властями и СМИ объектов строительства можно отметить укладку твердого покрытия на трассе Чита-Хабаровск (М58), строительство альтернативной трассы от Джубги до Сочи, кольцевой дороги в Санкт-Петербурге, реконструкцию ряда федеральных трасс, в т.ч. «Дон» М4.
При строительстве дорог по-прежнему применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, к тому же не слишком пригодная для климата России и требующая частого ремонта покрытия. По мнению исследователей [8], использование такой технология ведет в финансово-технологический тупик. Выходом из него могло бы стать использование бетонных технологий, в частности технологии бетонных плит, стянутых стальными канатами, которая активно используется в США, позволяя быстро, дешево и качественно строить дороги. Однако до последнего времени не было никаких свидетельств признания федеральными и региональными властями преимуществ новых технологий и массового перехода на них. Возможно, ситуация изменится в связи с тем, что Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 особо остановился на проблеме строительства автодорог.[9]
ГОСТ Р 52398-2005
Категории дорог ГОСТ Р 52398-2005 определяет по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автодорог. Дороги по данным признакам делятся в зависимости от:
- числа и ширины полос, на которых осуществляется движение;
- присутствия центральной разделительной полосы;
- формы пересечений с авто и ж/д дорогами, трамвайными путями, велодорожками и дорожками для пешеходов;
- условий доступа на автодорогу с примыканиями в одном уровне.
В данном источнике есть специальная таблица "Техническая классификация дорог по категориям", согласно которой автодорогу по тем или иным показателям относят к соответствующему классу и категории.
В таблице присутствует такой параметр, как максимальный уровень загрузки автодороги. Он определяет категории дорог по интенсивности движения и высчитывается путем деления максимально возможной интенсивности движения к ее пропускной способности.
Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования
К федеральным автомобильным дорогам относятся:
- дороги, которые соединяют Москву со столицами других сопредельных стран, а также с административными центрами регионов РФ;
- дороги, которые входят в перечень международных автодорог согласно международным соглашениям России.
К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:
- соединяющие административные центры регионов РФ между собой;
- подъездные пути, которые соединяют федеральные дороги ОП, и транспортные узлы, которые имеют международное значение, а также спец.объекты федерального значения;
- подъездные пути, которые соединяют административные центры регионов России и не имеют автодорог общего пользования, объединяющих соответствующий административный центр региона РФ со столицей страны, и ближайшие порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы/станции.
Список федеральных транспортных путей общего пользования установлен Постановлением Правительства номер 928 от года "О перечне автодорог ОП федерального значения".
Классификация в зависимости от назначения
Автомобильные проезды в зависимости от назначения делятся на следующие категории дорог:
- федеральные;
- региональные или межмуниципальные;
- местные;
- частные.
Дороги федерального значения - это важнейшие пути РФ, находящиеся в собственности государства и финансируемые в основном из федеральной казны.
Дороги регионального значения - это транспортные пути, которые находятся в ведении субъектов РФ и финансируемые из их бюджетов.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.
Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные - номером МЗ.
Управление автомобильными дорогами федерального значения
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения находятся в управлении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), за исключением тех, которые переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»)[21]:
- М1 «Беларусь»;
- М3 «Украина» (за исключением подъездов к Калуге и Брянску);
- М4 «Дон» (за исключением участка старого направления Сайгатово — Кашира — Пятница и соединительным участком между ним и автодорогой Р22 «Каспий»);
- М11 «Нева»;
- М12 (планируется);
- <span style="color:white">А105</span>;
- отдельные участки автодороги А107 «Московское малое кольцо» от границы Москвы и Наро-Фоминского городского округа Подмосковья по направлению к автомобильной дороге М1 «Беларусь» до автомобильной дороги М10 «Россия»;
- А113.
Общая длина участков, находящихся в доверительном управлении ГК «Автодор» — 3771 км[22].
Состояние дорожной сети
Общая протяженность российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1.1 млн км. (в т.ч. протяженность местных дорог - 0.5 млн км)[5], что явно недостаточно для такой страны, как Россия (для сравнения: протяженность автодорог США составляет 6.4 млн км, Индии - 3.4 млн км)[6]. Более или менее дорожная сеть сформирована в европейской части России. Здесь сеть имеет радиальную структуру: большинство дорог расходится в разные стороны от Москвы, что удобно для перемещения из Москвы /в Москву, но неудобно для всех остальных случаев. К сети дорог за Уралом с трудом можно применить сам термин "сеть", т.к. она состоит по сути из одной федеральной дороги, идущей от Челябинска до Хабаровска параллельно государственной границе с Китаем и Монголией, с единственным существенным ответвлением на Якутск - Магадан (М56). Практически отсутствуют дороги меридионального направления.
Среди дорог федерального значения встречаются как (немногие) автомагистрали высокого класса с многополосным движением, разделительными полосами, ограничением скорости 110 км/ч (трассы «Дон» М4, «Крым» М2 в Московской области), так и грунтовые дороги, в том числе труднопроходимые в межсезонье (отдельные участки дороги «Амур» М58, "Лена" М56).
Некоторые дороги федерального значения, несмотря на статус, по качеству покрытия хуже многих дорог регионального и даже местного значения, например М6 «Каспий», Калуга-Тула, Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала[7].
Инфраструктура автодорог в целом находится в зачаточном состоянии. Относительно более развита сеть АЗС, главным образом, за счет активного строительства новых станций игроками федерального и местного уровней в 2000-е годы. Остальные виды придорожного сервиса (точки общественного питания, мотели, автосервис и помощь, справочные услуги и др.) разбиты слабо или не развиты вовсе.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://businessman.ru/new-kategorii-dorog.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1360449
- https://wiki2.org/ru/%d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b1%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5_%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%b8_%d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8_%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be_%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/612968